Проект «Блогосфера XIX+»

(Факультативный курс для  средних классов (6-8 класс) и старшеклассников (9-11 класс) по изучению литературы как основы театра и кино)

Введение

 Современный мир – мир визуальной информации. Глобальная Сеть – мерило всех вещей: работа, творчество, искусство, хобби, знакомства, любовь. Главная единица выражения Сети – блог, от мейнстрима до андеграунда.

Кто главный потребитель подобной услуги – молодые от 12+ и старше.

Блогосфера – культурный слой, рождающийся на глазах изумленной публики.  И, как и в каждом новом культурном слое,  и вместе с ним, рождаются информационные парадоксы.

Парадокс  блогосферы – кажущийся непрофессионализм, вытесняющий  с медийного и культурного рынка традиционно профессиональное.

Блог может создать и запустить каждый. Как показывают опросы самые активные участники  — подростки. Но…

Что интересует современного подростка?

То, что ему предлагает вариантная медийная среда, точнее медийная реклама, в том числе, скрытая, а это разнообразнейший контент от  видео и видео-игр, до АУЕ и «Синих китов».

Театр, кино, литература «переехали» в блогосферу и не очень-то конкурентно способны. Чем серьезней тема блога (если только его создатель не медийный персонаж), тем меньше у него подписчиков. Можно полемизировать на тему падения профессионализма, но гораздо практичнее обратится к истокам блогинга –  золотому веку литературы и не только русской.

Если взглянуть на проблему с точки зрения блогинга, то в переводе с русского на русский получается, что  именно литература была блогосферой  века XIX  и, разумеется, начала и первой трети XX. О ней говорили, писали, обсуждали и рассуждали. За литературой последовал театр, а чуть позже к нему присоединилось самое массовое искусство столетия —  кино.

Искусство выражение своих мыслей начинается с усвоения информации. Самая легкодоступная форма усвоения информации – чтение и обсуждение прочитанного, обощение и квинтэссенция в виде блога на литературные, театральные и кино темы.

Цели и практическое воплощение

  1. Основная цель проекта:

создание систематического  образовательного блог-проекта для целевой группы детей и подростков с ОВЗ, онлайн-обучения для студийцев «Театр Удивительных детей» — театральная студия LIBERTA – литература +театральная журналистика – собственно блог по театральной и кино критике для подростков  «Блогосфера  XIX+». Продолжение проекта группы среднего школьного возраста (Театр студия LIBERTA, совместный проект с БФ «Дети ДЦП).

  1. Рабочие цели:

— формирование экспериментальных программ  и практическая реализация образовательных курсов для школьников  среднего и старшего школьного возраста (12+ -14+, 14+ -17+): театр+драматургия,  режиссура (представление о профессии), работа актера в предлагаемых обстоятельствах (читка, спектакль), визуальный театр – сценография, киноведение.

  1. История вопроса:

на данный момент не существует программ, образовательных стандартов и т.п. по театроведению.

Попытки театров работать в направлении школа-театр предпринимаются с 2015г.  Театр DOC – «театральные уроки литературы», Театр Наций (единичные программы).

Минобразования и науки поднимало проблематику театро- и киноведения (впервые)в 2007г.,  планировало разработку стандартов киноведения в общеобразовательной школе и неспециализированных вузах  в 2013г., но до н.в. стандарты и программы не разработаны.

 

4.Практическое воплощение:

А. Анализ школьной программы и отбор материала. Перспектива подобного отбора – использование в работе театра-студии изученного материала.

Б. Лекции – кино-театр-литература. Театроведение и киноведение.

В. Создание блога проекта, продвижение в сети

Г. Расчет эффективности проекта.

А. Отбор материала по возрасту, соответствию интересам школьной программы, содержанию и целям программы.

Лекции в системе кино-театр-литература

12+

Русская классика

— А.С. Пушкин – «Повести покойного И.П. Белкина: «Выстрел», «Барышня-крестьянка, «Гробовщик»

Н.В. Гоголь – «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством».

— Н.С. Лесков —  «Левша»

— А.П. Чехов – «Каштанка», «Беглец», «Белолобый».

— А.И. Куприн – «Чудесный доктор», «Сашка и Яшка», «Слон», «Храбрые беглецы»

—  П.П. Бажов – «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец», « Серебряное копытце», «Про Великого Полоза»

Российские (советские писатели)

— М.М. Зощенко —  «Минька и Леля», «Записки фокстерьера Микки»

— В.П. Астафьев – «Послединий поклон»: «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».

— Е.И. Носов – «В чистом поле за проселком», «Варька» .

— В.П. Крапивин – «Приключения Джонни Воробьева».

Зарубежная классика

— Ч. Дикенс – «Сцены из Д. Копперфилда» /и (или) «Рождество дядюшки Скруджа»

— У. Мэккин – «Голуби улетели»

— Ф. Бернетт – «Маленький лорд Фаунтлерой»,  «Маленькая принцесса»

— К. Морли – «Клятва Люка Болдуина»

— Т. Янсон – «Мумитроль и все, все, все»

 

14+

Русская классика

— А.С. Пушкин – «Пиковая дама», «Дубровский», «Повести покойного И.П. Белкина»: «Метель», «Станционный смотритель».

— Н.В. Гоголь  — «Петербургские повести» — «Невский проспект», «Нос»

— М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»:  «Фаталист»,  

— Н.С. Лесков – «Тупейный художник»,  «Запечатленный ангел»

— А.П. Чехов – «Поленька», «Сирена», «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Художество».

— М.Е. Салтыков-Щедрин – «Господа Головлевы»

— А.И. Куприн  — «Кадеты», «Святая ложь», «Гамбринус»,

 

Российские (советские) писатели

— А.С. Грин  — «Гнев отца», «Серый автомобиль», «Земля и вода», «Фанданго».

— В.П. Астафьев – «Песнопевица», «Жизнь прожить», «Мурыжиха».

— А.Г. Алексин – «Третий в пятом ряду».

— Д.И. Рубина – «Когда же пойдет снег…».

— А.Н и Б.Н. Стругацкие – «Малыш», «Трудно быть богом».

 

Зарубежная классика

— Нина Бодэн   —  «Мятный поросенок», «Кэрри в дни войны»

— Чарльз Кроуфорд – « Бег на трех ногах»

— Трумен Капоте – «Дети в день рождения»

— Джойс Кэрол Оутс – « Куда ты идешь, где ты была?»

— Билл Ноутон —  «Сестра Тома»

 

16+

Русская классика

— А.С. Пушкин – «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы»)

Отдельно(!) – «Евгений Онегин» — роман поколения, «энциклопедия русской жизни».

Пример нового исторического романа  – «Арап Петра Великого».

— Н.В. Гоголь – «Петербургские повести» — «Записки сумасшедшего»

— Н.С. Лесков – «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Однодум»

— М.Е. Салтыков – Щедрин – «История одного города».

— И.С. Тургенев – «Клара Милич», «Записки охотника»: «Гамлет Щигровского уезда», «Уездный лекарь», «Однодворец Овсянников», «Бирюк».

-Л.Н. Толстой – «Казаки», «Хаджи-Мурат»,  драматургия Толстого

— Ф.М. Достоевский – «Подросток», «Братья Карамазовы», «Идиот»  — три великих романа,

отдельно – «Белые ночи», «Неточка Незванова»,

отдельно – «Бесы»

— И. А. Гончаров – «Обломов», «Обрыв»

— А.П. Чехов  – «Спать хочется», «Бабы», «Гусев», «Скучная история», «Припадок», «Дуэль»,

отдельно – драматургия Чехова

— А.Н. Островский – драматургия (по периодам творчества)

— А.И. Куприн – «Поединок»,  «Штабс-капитан Рыбников», «Звезда Соломона», «Яма».

— И.А. Бунин – «Темные аллеи»: «Чистый понедельник», «Руся», «Муза», «В Париже», «Мадрид», «Три рубля».

Отдельно – «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева»

 

Российские  (советские) писатели

Первая половина  XX века

— Бабель И.Э.  – «Еврейские (одесские рассказы)»,

Шолом-Алейхем  «Блуждающие звезды»

— Булгаков М.А. – «Собачье сердце», «Ханский огонь», «Записки юного врача», «Я убил», «Морфий».

Отдельно – романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Театральный роман».

Драматургия Булгакова: «Последние дни(Пушкин), «Дон Кихот» «Кабала святош»

Проза поэтов:

— Б.Л. Пастернак – «Детство Люверс»

— О.Э. Мандельштам – «Египетская марка»

 

— Ю.К. Олеша – «Зависть»

— М. Горький – драматургия – «Васса Железнова» — первый вариант

— А.П. Гайдар – «Судьба барабанщика» — НЕ ДЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ (!)

— А.С. Грин – «Блистающий мир», «Крысолов»

 

Вторая половина XX века

— И.А. Ефремов – «Таис Афинская», «Час быка»

— В.М. Шукшин – рассказы, «До третьих петухов»

— В.П. Астафьев – «Печальный детектив», «Последний поклон», «Пролетный гусь»

— К.Д. Воробьев – «Генка – брат мой», «Вот пришел великан»

— В.В. Ерофеев – «Москва –Петушки», «Вальпургиева ночь»

— С.Д. Довлатов – «Чемодан»

— Ирина Грекова (Е.С. Вентцель) – «Дамский мастер», «Хозяйка гостиницы», «Вдовий пароход»

— Ю.М. Нагибин – «Терпение» («Время отдыха с субботы до понедельника)

 

Драматургия:

Е.Л. Шварц, Г.И. Горин, В.С. Розов, А.Н. Арбузов, А.М. Володин, А.В. Вампилов, Юлиу Эдлис, Л.С. Петрушевская, Н.Н. Садур, Л.Н. Разумовская, А.Н. Житинский, Л.А. Жуховицкий

 

Зарубежная классика XX век

Джером Селинджер, Харпер Ли, Рэй Бредбери, Кен Кизи, Курт Воннегут, Франсуаза Саган, Эрих Мария Ремарк, Томас Манн, Герман Гессе, Стефан Цвейг, Трумэн Капотэ, Уолтер Мэккин, Джеймс Джойс, Агота Кристоф. …

 

Драматургия: Бернард Шоу, Теннеси Уильямс, Сомерсет Моэм, Джон Пристли, Бертольд Брехт, Гарсиа Лорка, Франсуаза Саган, Фридрих Дюрренматт, Мартин Макдонах.

Примечание:  перечисленные авторы и произведения – направления истории литературы и литературного творчества. Список может быть расширен или ограничен в зависимости от желания организаторов проекта.

 

Б. Театроведение и киноведение.

 

Примечание: курс по введению в театро- и киноведение целесообразно начинать в группе 14+ и дальше по возрастному цензу.

 

Темы лекций:

  1. Театр и кинематограф. «Массовая душа» и стереотип восприятия. Историческое восприятие театра и кино. В качестве примера «Мастер и Маргарита» — роман, театральные и киноверсии .
  2. Якорные техники театра и кино (3лекции): монтаж аттракционов; образ, символ, знак; от монтажа до спецэффекта. «Гарри Поттер» — роман, вертикальный сериал (франшиза) и «Гарри Поттер и проклятое дитя».
  3. Что такое драматургические компоненты: театр и кино – взаимосвязь сюжетных линий: роковая тайна, запретная любовь (она же трагическая), все про любовь и кончается свадьбой, детектив – от классического до триллера с открытым финалом, квест (трагический или комический), конфликт отцов и детей, перерождение (борьба героя с самим собой и обстоятельствами), путь наверх. В качестве примеров:

 – «Звездные войны», «Аватар», «Гадкий я», «Дракула Брэма Стокера», «Матрица», «Властелин колец», «Голодные игры»;

— «Почтальон всегда звонит дважды», «Догма», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Адвокат дьявола»;

— «Гордость и предубеждение», «Четыре свадьбы и одни похороны», «До встречи с тобой».

  1. Композиция и сюжет – театр и кино. Примеры театральных спектаклей (2л.). Примеры мирового кинематографа: Англия, Франция, Италия, Америка, Россия (5л.). От новой драматургии и «новой волны» до современного смешения жанров.
  2. Литература театр и кино. Роды литературы и виды сюжета = виды театральных и киноконфликтов в различных сюжетах.
  3. Рождение героя. Личность героя. Типы героев. Литература, театр, кино.
  4. Сюжет и личность: способы раскрытия личности героя.
  5. Стереотипы сюжета и героя – способы «нарушений».
  6. «Синтетический сюжет» и авторский фильм.
  7. Спектакль – работа режиссера:

— автор и материал;

— стандартизация театрального сюжета (пьесы) и новый подход.

  1. Жанр – определение в литературе, театре и кино.
  2. Жанр и вид сюжета, «откуда растут ноги».
  3. Основные жанры – разновидности, вариативность, соотнесение, смешение.
  4. Что такое стиль.
  5. Экранизация как таковая. Почему мы говорим о невозможности экранизировать произведение, но не исключаем его театральной версии.
  6. Перессказ – иллюстративное кино.
  7. Новое прочтение и ремейк.
  8. По мотивам или новое видение и развитие истории.
  9. Идея – пьеса –киносценарий.
  10. Идея для автора и ее воплощение.
  11. Идея для зрителя и ее восприятие.
  12. Самые главные «почему» — некоторое заключение.

 

 

В. Создание блога

  1. Блог – тематический:

— лекции;

— читки;

— фрагменты (рекламные)  спектаклей + интервью создателей, актеров, видео по теме производства спектакля.

— интерактивный контент – видо-конференции, вопрос-ответ, реклама.

 

Блог создается на YouTube – первый вариант – бесплатный блог + сайт театра+ социальные сети (по выбору) + самые раскрученные тематические сайты города ).

 

Г. Расчет рентабельности  и продвижение  проекта

Продвижение проекта: информационные поводы  и практические возможности.

Информационный повод:

Предложение председателя СТД РФ А. А. Калягина о развитии новых театральных проектов для молодежи  по выходу из пандемии:

« В условиях пандемии Союз театральных деятелей будет поддерживать онлайн -проекты, театральные и связанные с театром. Особенно, касающиеся молодежных и детских театров…»

Выступление 20 мая 2020 г., встреча с театральными деятелями России онлайн.

Расчет эффективности проекта (программа обучения совместно с БФ «Дети ДЦП» и театром студией LIBERTA),

Этап 1:

— осуществление читок – темы выбираются по согласованию с руководством театра.

Расчет – 2 читки в месяц – онлайн;

— лекции – 2р/нед. – онлайн формат.

Этап 2:

Спонсорская поддержка – частная + обратиться в СТД РФ с предложением молодежного проекта для предоставления гранта на развитие.

Обратиться в Администрацию муниципального образования Н. Челны, Департамент культуры с инициированием средств для новой культурной программы для детей с ОВЗ.